Интерактивные технологии в обучении
Сайт «Готовимся к урокам» – помощь в обучении украинскому и русскому языкам и литературе. Каждый ученик проходит небольшую регистрацию, получает доступ в личный кабинет, где ждут его задания, помощь для выполнения которых находится в разделе «Предметы».
Участвуйте в конкурсах и получайте призы !

Смотреть все
2
admin
4
admin
1
admin
2
admin
1
admin
2
admin
1
admin
2
admin

Сочинение-рассуждение формата ЕГЭ 4 Мая 22:20   Просмотров: 134  0
Как же научиться выявлять проблему в тексте?

На самом деле это не так уж и трудно. Самый простой способ постановки проблемы: найти в тексте главную мысль (или в виде тезиса, готовой формулировки, или сформулировать самостоятельно) и превратить её в вопрос — так и получится формулировка проблемы.
Есть ещё один способ. Иногда помогает в этом случае «волшебное слово», например «действительно ли…», «нужно ли…», «важно ли…», «можно ли…» и т.д. У нас ведь сочинение-рассуждение, а значит, не может быть чёткого однозначного ответа, поэтому такая конструкция с частицей ли и оставляет нам возможность сомневаться и искать среди разных мнений (автора, вашего) истинное.
Например:
· Действительно ли в экстремальной ситуации человек собирает свою волю в кулак и может совершить невероятные по силе мужества поступки?
Или
· Действительно ли умению «слушать природу», понимать её красоту надо учить с детства?
Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, человечества в целом. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Варианты формулировки проблем

Роль (чего-то или кого-то) в жизни человека
Проблема влияния (чего-то или кого-то) на человека.
Проблема предназначения (чего-то или кого-то).
Проблема (чего-то или кого-то) в нашей стране.
Проблема вытеснения (чего-то, чём-то).
Проблема взаимоотношений поколений («отцов и детей»).
Проблема памяти (о ком-то или о чём-либо).
Проблема нравственного выбора.
Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи.
Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи.
Проблема нравственного долга.
Проблема защиты и сохранения природы.
Проблема сохранения и развития русского языка.
Проблема чинопочитания и угодливости.
Проблема семейных (родственных) отношений.
Проблема исторической памяти.
Проблема коммерциализации.

Человек и природа
Проблема восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу человека).
Проблема постижения прекрасного в природе.
Проблема бережного отношения к природе.

Проблемы семьи
Роль детства в жизни человека.
Роль семьи в формировании личности.
Проблема материнства (роли матери в воспитании).
Проблема материнства как подвига.
Проблема взаимоотношения отцов и детей.
Проблема взаимоотношений в семье.
Проблема взросления (роли взрослых, школы в становлении личности).
Проблема преемственности поколений.
Проблема роли учителя в жизни человека.
Проблема равнодушия мира взрослых (детской незащищённости; безвинного детского страдания).

Проблема развития и сохранения русского языка
Проблема развития и сохранения русского языка.
Проблема соотнесённости имени человека и его внутренней сущности.

Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности
Проблема бессердечия, душевной чёрствости.
Проблема утраты духовных ценностей.
Проблема утраты связи с отчим домом.
Проблема утраты связи поколений.
Проблема бесчеловечности, жестокости.
Проблема предательства, безответственного отношения к судьбам окружающих.
Проблема подлости, бесчестия.
Проблема вседозволенности.
Проблема тупости и агрессивности.
Проблема бюрократизма.
Проблема чинопочитания (человеческого ничтожества).
Проблема взяточничества, казнокрадства.
Проблема духовной убогости (ложного понимания счастья).
Проблема хамства.
Проблема нравственного падения.
Проблема разрушающего влияния денег.
Проблема пьянства.
Проблема ущемления прав человека в современном обществе.
Проблема искажения понятия «патриотизм».
Проблема эгоизма.
Проблема варварства, жестокости.
Проблема вандализма.
Проблема рабской любви (безропотного, униженного подчинения любимому человеку).
Проблема любви по расчёту.
Проблема карьеризма, лжеучёности.

Проблемы, связанные с положительными нравственными качествами личности
Проблема патриотизма.
Проблема ностальгии (тоски по родине; любви к родине).
Проблема веры в могущество России.
Проблема неразрывной связи с родиной, родной землёй.
Проблема верности данному слову.
Проблема душевной молодости.
Проблема стремления человека к добру и счастью (веры в счастье, свои силы; любви к жизни).
Проблема бескорыстного жизненного служения (способности к самоотверженности, к принесению себя в жертву ради другого человека).
Проблема нравственной прочности человека.
Проблема верности своим убеждениям.
Проблема самовоспитания.
Проблема дружбы, товарищества.
Проблема интернационализма (межнациональных отношений).
Проблема любви и милосердия.
Проблема мужества, героизма, нравственного долга.
Проблема интеллигентности.
Проблема гуманизма.
Проблема веры в будущее, любви к жизни.
Проблема веры в человека.
Проблема сострадания, милосердия.
Проблема добра (любви) как воскрешающей силы.
Проблема соотношения внутренней и внешней красоты.
Проблема возвышающей силы любви.
Проблема талантливости, природной одарённости.
Проблема ответственности (за близких, окружающих; за свои действия).
Проблема нравственного выбора.
Проблема смысла жизни.
Проблема поиска счастья в жизни.
Проблема человеческих возможностей.

Проблемы, связанные с ролью искусства и литературы в жизни человека
Роль музыки в жизни человека.
Роль художественной литературы в становлении личности.
Роль чтения в жизни человека.
Проблема нравственной ценности художественной литературы.
Роль живописи в жизни человека.
Роль искусства в жизни человека.
Проблема сохранения культуры.
Проблема взаимоотношений власти и личности, власти и художника.
Проблема влияния искусства, музыки… на человека.

Прочие проблемы
Проблема личности и власти.
Проблема господства зла в мире (справедливого возмездия).
Проблема добра и зла.
Проблема недопустимости вмешательства в естественный ход вещей (опасности непродуманных экспериментов).
Проблема бесчеловечности и бессмысленности войны.
Проблема исторической памяти (сопричастности к ходу истории).
НТР и будущее.
Проблема социальной ответственности учёных за их изобретения.
Проблема роли научной фантастики в техническом прогрессе человечества.
Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей.
Проблема одиночества (равнодушия, безразличного отношения к судьбам окружающих).
Проблема истинных и ложных ценностей в жизни.

Приведём ещё несколько вариантов проблем по материалам реальных экзаменационных текстов.
Должен ли человек осознавать ответственность за свои поступки?
В чём заключаются особенности восприятия человеком своей фамилии?
Как научиться мыслить?
Является ли подвигом выполнение своего нравственного долга?
Не исчезнет ли алфавит?
Как сохранить память о защитниках Отечества, погибших в годы войны?
Какие книги вызывают наибольший интерес у читателей?
Как помочь равнодушным и тем, кто страдает от их равнодушия?
Что такое ревность?
В чём заключается нравственная сущность человека?
Какую роль играет «малая» родина в труде писателя?
Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?
В чём сила музыки?
Есть ли в человеке силы, чтобы противостоять судьбе?
Должны ли мы чувствовать ответственность за жизнь на Земле?
Ответственность за мир, в котором мы живём.
Почему детство называют «золотой порой»?
Должны ли родители помогать детям в трудный период?
Что влияет на выбор человеком жизненного пути?
Предательство друга.
В чём источники истинной красоты человека?
Что мешает ребёнку познать подлинную ценность родительской любви?
В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека?
Может ли ТВ стать альтернативой книге?
В чём духовные истоки героизма?
Какова роль книги в развитии личности?
Почему несчастны одинокие люди?
Нужно ли заботиться о животных, которые утратили возможность помогать людям?
 
Вступление

Вступление должно представлять собой примерно 2–3 предложения.
Вариант из двух предложений:
1. Сформулированный вами вопрос-проблема.
2. «Именно над этим вопросом, проблемой предлагает задуматься автор предложенного текста». (Указать ФИО автора.)
Вариант из трёх предложений:
1. Ряд назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста. (Например: «Доброта, сострадание, милосердие…».)
2. Сформулированный вами вопрос. (Например, «Насколько нужны (важны) эти нравственные категории для современного человека?».)
3. «Именно над этим вопросом, проблемой предлагает задуматься автор предложенного текста». (Указать ФИО автора.)
Вариант из пяти предложений:
1. «Автор предложенного текста ставит перед читателем ряд актуальных (злободневных, острых, важных и т.п.) проблем».
2. 2–3–4 проблемы, поднятые в тексте в форме вопроса (желательно, чтобы эти проблемы перекликались между собой). Проблема, которая в дальнейшем будет рассматриваться, должна стоять первой.
3. «Именно над этим вопросом, проблемой предлагает задуматься автор предложенного текста». (Указать ФИО автора.)
В любом случае, вариантов вступлений в данном сочинении не так уж и много. Давайте их перечислим.
 
Варианты вступлений
1. Лирическое.
2. Ряд риторических вопросов.
3. Рассуждение о заглавии, которое дано или которое бы вы дали тексту.
4. Ряд назывных предложений по ассоциации с тематикой текста.
5. Цитата, пословица, поговорка, содержащая основную мысль текста или выводящая его проблематику и т.д.
 
Примеры вступлений
Постановка проблемы — это первый абзац вашего сочинения.
В нём вам необходимо заявить проблему (критерий 1), о которой говорит автор текста, и, конечно же, назвать его имя. В этом случае можно обратиться к той информации, которая обычно даётся после текста в экзаменационной работе.
Например,
Валентин Петрович Ерашов (1927–1999) — русский писатель, автор многочисленных произведений о войне.
И тогда часть этой информации можно включить в первый абзац.
Например:
Именно над этой проблемой предлагает задуматься нам русский писатель, автор многочисленных произведений о войне, … .
 
1. Вопросно-ответное единство. Диалог позволяет сделать вступление более энергичным.
Что такое страх? Словарь даёт ответ, что это… . Почему же люди испытывают эти эмоции? Об этом и размышляет автор предложенного текста… .
 
2. Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста.
Что такое милосердие? Из чего вырастает чувство сострадания? Такие вопросы возникают после прочтения текста… .
 
3. Назывные предложения. Должны содержать базовое понятие или имя человека, о котором будет рассказываться в тексте.
Чёрная обугленная земля до самого горизонта. Мёртвая тишина. Жизнь остановилась. Всё это ждёт человека, если он продолжит тот пагубный путь, о котором пишет… в своей статье.
 
4. Риторический вопрос. Предложение, вопросительное по форме и утвердительное по содержанию.
Кто из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы наверняка сталкивались с «заядлыми спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть разные способы ведения спора. Их и рассматривает в тексте… .
 
5. Цитата.
«Любовь сильнее смерти». Это не банальная фраза, а одна из вселенских истин. Об этом и пытается рассуждать… .
 
6. Лирическое вступление.
Ивушка… Это, несомненно, великолепный образ, сочетающий в себе нежность, красоту девушки и одновременно привлекательность и скромность ветвей, пригнувшихся к водной глади и тихонько гладящих водное зеркало или, наоборот, играющих с рекой. Любование красотой природы. Нужно ли оно в современном мире? Об этом рассуждает… .
 
7. Краткая справка о писателе.
… — современный писатель. За свою жизнь он сменил около тридцати профессий! Был и учителем, и лесорубом в тайге, охотником-промысловиком на Таймыре, журналистом. Огромное число разных людских судеб знакомо ему. Какие качества в человеке главные? Что может человек? Об этом пишет он в своих произведениях, об этом размышляет и в предложенном тексте.
 
8. Определение темы текста.
Мы утверждаем, что память — творческий процесс, что с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть, что совесть и память — тесно взаимосвязанные вещи. Именно об этом говорит в своём тексте… .
 
9. Сравнение прошлого и настоящего, сравнение понятий.
В жизни много таких событий, которые надолго остаются в памяти и не забываются почти никогда. Это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, тяжёлые. У каждого ли есть такие воспоминания, приносящие ему разные, давно забытые эмоции? Именно над этим вопросом размышляет автор предложенного текста… .
 
10. Заглавие, которое можно дать тексту.
Заклятые друзья природы — вот название, которое я бы дал предложенному тексту. Парадоксально? А разве то, о чём пишет…, не является жутким парадоксом? Обратимся к этому тексту.
 
11. Связь с современностью.
В человеке существуют два начала — рациональное и духовное. В современном мире разум преобладает над чувством, но, несмотря на это, в нас живёт душа поэта. Даже в городе, где, казалось, все заполнено машинами, пылью, в нас живёт чувство прекрасного. Так ли это? Об этом рассуждает….
 
12. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста.
Я очень люблю слушать музыку. Музыка — это часть нашей культуры. Об этом рассуждает… в своей статье.
 
13. Историческая характеристика соответствующей эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, культурных особенностей.
В истории человечества есть примеры того, как новая наука, не всеми до конца понятая и принятая, подвергалась сомнениям, нападкам, посягательствам. Не раз бывало отказано даже в самом праве на её существование. Действительно ли всё новое сначала подвергается критике? Об этой проблеме говорит… в своей статье.
 
Подведём итог. Как же может выглядеть ваш первый абзац сочинения?
1-й абзац. В 1 или 2–3 предложениях в форме риторического вопроса или утверждения формулируем основную проблему текста. (Внимание! Проблема, которую вы дальше будете рассматривать, должна стоять первой.) Как правило, проблема актуальна на сегодняшний день. Неактуальных текстов на экзамене не дают: поэтому проблема может быть «актуальной всегда, именно в наше время, во все века» (эту фразу можно включить и в последний абзац) и т.д.
«Действительно ли (проблема чего? какая?)…». («Важно ли?…»), («Можно ли…»), («Нужно ли…»).
«Именно над этой проблемой (вопросом) предлагает задуматься нам автор текста. (Имя, кто он — писатель, критик, философ и т.д.)»
 
Комментарий к проблеме.
Отражение позиции автора
(критерии 2, 3)

Комментарий к проблеме — это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста. Но вы должны помнить, что в этом абзаце необходимо рассказать о том, какие автор текста приводит факты, случаи, цитаты, примеры из жизни известных личностей для того, чтобы доказать свою точку зрения по проблеме, о которой идёт речь в тексте. Подумайте, как автор доказывает свою позицию, что является его аргументами. Причём вам необходимо привести два таких примера из предложенного текста, которые убедили вас в авторской позиции.
Комментарий выделенной проблемы показывает, насколько глубоко и полно вы поняли эту проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором, сумели проследить за ходом авторской мысли. Комментирование проблемы должно показать, насколько правильно вы поняли текст и точку зрения автора.
Таким образом, комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Но это не ваши рассуждения по проблеме текста, а авторские. Какие он приводит доказательства своей точки зрения? На какие примеры опирается, чьё мнение считает важным для рассуждения по проблеме? Чьи цитаты приводит?
Нужно ещё обязательно привести два примера из предложенного текста, которые автор приводит для доказательства своей точки зрения. Не вашей, а авторской! Свою точку зрения вы будете высказывать через один абзац, после конкретно сформулированной авторской позиции. И именно потом вы будете приводить аргументы из других произведений для доказательства вашей позиции по проблеме текста. А сейчас речь идёт об авторском взгляде на проблему.
Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:
  • Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
  • На чём автор заостряет внимание? Почему?
  • Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?
  • Какие эмоции автора выражены в тексте?
  • Как выражено отношение автора к изображаемому? В чём это проявляется?
Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст.
В комментарии уместны небольшие цитаты, показывающие, что вы легко ориентируетесь в тексте и подтверждаете свои выводы словами автора. Однако подменять комментарий пересказом или сплошным цитированием нельзя.

Для того чтобы правильно построить комментарий, можно воспользоваться следующими типовыми конструкциями:
  • Проблема раскрывается автором на примере…
  • Автор заставляет читателя задуматься... (над чем?)
  • Писатель обращает внимание на…
  • В размышлениях автора звучит мысль о том, что…
  • Особого внимания заслуживает мысль о том, что…
  • Автор разделяет мнение... (кого?)
  • Не случайно автор приводит слова... (кого? с какой целью?)
  • Автор доказывает, что…
  • Автор убеждён в том, что…
  • Автор искренне восхищён, огорчён... (чем?)
  • В первую очередь автор обращает внимание на… .
Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логический переход:
  • Таким образом, позиция автора заключается в том, что…
  • Итак, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
Комментарий нельзя подменять своими размышлениями над проблемой!
Давайте перечислим типичные ошибки при комментировании проблемы:
  • комментарий не опирается на текст;
  • комментарий подменяется пересказом или излишним цитированием исходного текста;
  • выделена одна проблема, а комментируется другая;
  • при анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик». (Ни в коем случае не отождествляйте образ рассказчика с образом автора! Смешение понятий «автор» и «рассказчик» может привести к фактической ошибке.)
Ниже приводятся вопросы, которые помогут вам в написании сочинения. Задаёте вопрос, и у вас сразу же готов определённый абзац сочинения.

  • Над какими вопросами размышляет автор? Какой вопрос, какая проблема вам кажется наиболее интересной в тексте автора? Какой проблеме он уделяет больше всего внимания? (Проблема текста.)
  • К какой категории можно отнести эту проблему (нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая и др.)? (Проблема текста.)
  • Какова степень актуальности того вопроса, проблемы, которые интересуют автора (актуальная, второстепенная, острая, важная, злободневная, насущная, давно назревшая, вечная и т.д.)?
  • Что даёт основание считать её такой? (Напомним, что текстов с неактуальными проблемами на экзамене не дают!) (Проблема текста.)
  • Как именно автор обращает внимание на этот вопрос в тексте? (Комментарий.)
  • О каких ситуациях, случаях рассказывает нам автор, на чём заостряет своё внимание, какие эмоции испытывает? Какой материал подбирает автор, чтобы заявить свою позицию? (Комментарий.)
  • Как автор отвечает на вопрос, который звучит в тексте? (Позиция автора.)
  • Как бы я ответил на этот вопрос? (Позиция ученика.)
  • Какие аргументы (случаи из жизни, примеры из литературы и пр.) я могу привести в поддержку своей позиции? (Аргументация позиции ученика.)
  • Что в итоге можно сказать в качестве обобщённого ответа на вопрос, поставленный в начале сочинения? (Вывод.)

Ответив на приведённые выше вопросы, вы точно сможете написать комментарий!
 
 
Пример
Исходный текст

(1) Явления высокой поэзии определяются подчас причинами очень внешними, случайными, бытовыми. (2)Случайно неподалёку от Тархан в детские годы Лермонтова оказалась дубрава, дубовый лес. (3)Юноша любил ездить туда верхом и проводил там целые дни под широким, влажноватым, насыщенным зелёным светом и зелёной прохладой пологом дубравы. (4)И вот уж то и дело в лермонтовских стихах встречается дуб. (5)«Дубовый листок оторвался от ветки родимой…», «Надо мной чтоб, вечно зеленея, тёмный дуб склонялся и шумел». 
(6)У Есенина подобное пристрастие находим к берёзе. (7)И действительно, около Константинова росла (да, кажется, и сейчас ещё цела) прекрасная берёзовая роща.
(8)У Блока — травы, задебренные лесом кручи, лесные болота, косогоры, но в особенности туманы. (9)Самой реки Лутосни и не видно, пока не подойдёшь к ней вплотную. (10)Она течёт в берегах, поросших лесом и ольшаником. (11)Но чуть вечер (летний, разумеется, тёплый) — появляются на дне долины белые пряди. (12)Они процеживаются сквозь деревья, путаются в травах. (13)Река тумана превращается в озеро тумана. (14)Туман поднимается до середины холмов, своенравно и фантастически изменяя весь ландшафт… (15)Великолепные шахматовские туманы!
(16)Однако пристрастие к дубу, берёзе или травам с туманами — это всё же мелочи по сравнению с тем главным, чем наделяли российских поэтов родные места. (17)Этим главным было ощущение родины. (18)Фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. (20)В детстве посеяны семена. (21)Не все прорастут, не все расцветут… (22)Биография человеческой души — это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.
(23)Таким ярким цветком, который медленно, на протяжении десятилетий, расцветал и распускался в душе Блока, было чувство родины, ощущение России как Родины и полное духовноеслияние с ней.
(В.А. Солоухин)
 
 
Фрагмент сочинения

Действительно ли детство — это «фундамент будущей жизни»? Именно над этим вопросом предлагает задуматься нам русский писатель Владимир Алексеевич Солоухин.
Размышляя над проблемой влияния детства на человека, автор приводит в пример рассказ о том, как те места, где росли в детстве такие великие поэты, как М.Ю. Лермонтов, С. Есенин, А.А. Блок, определяли течение и стиль их поэзии. Солоухин обращает наше внимание, например, на то, что недалеко от того места, где жил М.Ю. Лермонтов, находился дубовый лес. Именно поэтому у русского поэта М.Ю. Лермонтова очень часто в стихотворениях упоминается именно дуб. Он даже себя отождествляет в стихах с дубовым листком, «оторвавшимся от ветки родимой». (1-й пример) Далее автор сравнивает период детства с «посеянными семенами», которые будут давать в дальнейшем побеги. Конечно, акцентирует наше внимание В. Солоухин, «не все из этих семян произрастут и расцветут». (2-й пример) Писатель, вероятно, считает, что не каждому дано усвоить все нравственные законы жизни, которые стараются нам привить в детстве.
Автор приходит к выводу, что биография человеческой души — это постепенное произрастание семян, посеянных в детстве: «Некоторые становятся яркими и чистыми цветами, некоторые хлебными колосьями, некоторые злым чертополохом».

При написании комментария необходимо не просто воспроизводить информацию исходного текста, а говорить о её значимости в тексте, объяснять ход мысли автора.

Главное отличие комментария от простого пересказа заключается в том, что в пересказе мы говорим о том, что делают герои, а в комментарии — что делает автор!

Прокомментировать проблему — значит проследить за ходом рассуждений, размышлений, наблюдений автора, которые привели его к соответствующему выводу (авторской позиции).
Комментарий — это ступеньки, по которым автор поднялся от вопроса к ответу на него.

Подведём итог. Как должны выглядеть второй и третий абзацы?

2-й абзац. Примерно 8–10 предложений. Необходимо кратко рассказать, как автор описывает проблему, какие примеры (2 примера из предложенного текста) для выражения своей точки зрения приводит, что интересного вы находите в авторском видении проблемы (указать авторскую позицию на проблему, поднятую в тексте). Например: Размышляя над проблемой (чего? какой?), поставленным вопросом), автор рассматривает (повествует, приводит в пример, рассуждает…) и т.д.
Помните, что во 2-м абзаце сочинения вы должны не пересказывать текст, а выявлять то, как автор доказывает свою точку зрения на проблему в данном тексте!
Можно это сделать в 4–5 предложениях. Важно описывать не то, что делают герои текста, а то, как к этому относится автор!
Не забудьте чередовать слово «автор» с другими синонимами — «писатель», ФИО автора и т.д. Если сочтёте необходимым, выделяйте приведённые в комментарии примеры вводными словами и словами, указывающими на порядок мыслей: в первую очередь, сначала, затем, далее и т.д.

Примеры предложений:
· Проблема раскрывается автором на примере…
· Автор заставляет читателя задуматься... (над чем?)
· Автор обращает внимание на…
· В размышлениях автора звучит мысль о том, что…
· Особого внимания заслуживает мысль о том, что…
· Писатель разделяет мнение... (кого?)
· Не случайно автор приводит слова... (кого? с какой целью?)
· Автор доказывает, что…
· Автор убеждён в том, что…
· Автор искренне восхищён, огорчён... (чем?), отмечает, доказывает, противопоставляет, сопоставляет, ставит задачу, останавливается на, отмечает важность...
· В первую очередь…
· Далее автор акцентирует внимание на…

3-й абзац. Чётко выделить авторскую позицию и, возможно, процитировать из текста.
· Автор считает…
· Автор приходит к выводу…
· Таким образом, позиция автора заключается в том, что…
· Итак, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу…

 
Аргументация экзаменуемым
собственного мнения по проблеме
(критерий 4)

Высказывание собственного мнения
Этот критерий будет оцениваться сразу по трём абзацам, в которых вы:
1) высказываете своё мнение по проблеме (согласны / не согласны и почему);
2) приводите первый аргумент, доказывающий уже вашу точку зрения, позицию по проблеме;
3) приводите второй аргумент, доказывающий вашу позицию по проблеме, поставленной в тексте.
Итак, рассмотрим всё по порядку. Сначала вам необходимо высказать свою точку зрения на проблему, над которой нам предложил задуматься автор в тексте. Именно здесь, в этом абзаце, наконец, вы можете выразить своё мнение, немного прокомментировать проблему со своей точки зрения. Абзац можно начать формальными фразами:
  • Я согласен / не согласен / не полностью согласен с точкой зрения автора, так как…
  • С автором трудно не согласиться…
  • Я полностью разделяю точку зрения автора, так как тоже считаю, что…
  • Позиция автора мне кажется верной, так как…
  • С автором я согласен частично…
  • Точку зрения автора я не разделяю, так как… (Сразу оговоримся, что таких текстов, в которых автор высказывает точку зрения, противоречащую здравому смыслу или общепринятым нормам нравственности, морали, практически нет, поэтому будьте аккуратны в высказываниях подобного рода. Нужны очень веские аргументы, чтобы вступить с автором текста в спор и доказать свою позицию по проблеме.)
И вот здесь важно, чтобы ваше мнение на этом не закончилось.
Нужно объяснить, в чём согласны / не согласны и почему. Причём если вы не полностью согласны с точкой зрения автора текста, то должны это отразить сначала в данном высказывании: в чём именно и почему, а потом привести аргументы, доказывающие и правильность позиции автора, с вашей точки зрения, и его неправоту, так называемые «аргументы и контраргументы». А иначе по критериям оценки за это сочинение вы получите 0 баллов, так как «мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: Я согласен / не согласен с автором)».

Подведём итог. Как должен выглядеть четвёртый абзац сочинения?

4-й абзац. Необходимо выразить своё отношение к затронутой проблеме, согласен или нет с авторской позицией, почему. Продумайте свою позицию, сформулируйте своё мнение, отразив при этом отношение к изложенной выше позиции автора (согласие, поддержка, неполное согласие, несогласие, возражение). Помните, что нельзя ограничиваться только словами: «Я согласен / не согласен с автором». «Я не полностью разделяю точку зрения автора, так как…». Обязательно надо объяснить, почему вы соглашаетесь или не соглашаетесь, выразить заинтересованность проблемой. (Данная проблема мне тоже кажется интересной и актуальной.) К этому же критерию относится и приведение аргументов из произведений или из жизненного и читательского опыта, доказывающих вашу точку зрения по проблеме текста.
Прежде чем приводить примеры-аргументы, обязательно напишите так называемые «мостики» (дабы избежать логических ошибок).
Например:
«К вопросу… (к проблеме (чего? какой?) обращались многие писатели. Например…».
«Проблему… (чего? какую?) рассматривал и… в своем произведении «…».
«В нашей современной жизни тоже немало подобных примеров…». И т.д.

 
Аргументация

Теперь поговорим подробно об аргументах. Их должно быть два. Но это в идеале. Если вы приведёте только один аргумент, то вам это тоже зачтут (если он соответствует заявленной точке зрения и проблеме), но уже с потерей баллов. Поэтому лучше подстраховаться (вдруг не засчитают какой-то аргумент) и привести два аргумента: желательно оба из художественной литературы (опять же в целях подстраховки), но можно и один из литературы, а другой из жизненного опыта. Что касается аргументов, то недостаточно просто назвать фамилию автора и название произведения и героя. Важно найти именно такой эпизод (или конкретную ситуацию), в котором проявляется та черта характера, например, у героя, о которой говорилось в предложенном тексте.
Важно не пересказывать, а анализировать конкретную ситуацию, эпизод, героя, его поступки. Не забывайте, что вы доказываете свою точку зрения!

Из исходного текста аргументы брать нельзя!

Обращаю ваше внимание на то, что количество предложений в этих абзацах не должно превышать 6–9 в каждом абзаце-аргументе, иначе вы увлечётесь и отойдёте от логики и содержания вашего сочинения. А ваша задача: в лаконичной форме изложить свою позицию по проблеме текста и привести ёмкие доказательства правильности вашего мнения. Каждый аргумент желательно начинать с нового абзаца (их должно быть два — смысла писать больше нет), но обязательно придумывайте связи («мостики») между абзацами.
Можно использовать слова:
Во-первых, во-вторых, следовательно, тоже, то же, так же и др.

Подведём итог. Как должны выглядеть пятый и шестой абзацы?

5-й абзац. Необходимо привести аргументы. Их должно быть два: один желательно взять из художественной литературы, второй — тоже лучше взять из литературы, но можно и из жизни знаменитых людей (исторические личности, политики, художники, спортсмены и др.) (нравственные ценности). И всё же будет лучше, если вы возьмёте оба аргумента из художественной литературы. Первый аргумент можно описывать в этом же абзаце (но в этом случае возможны логические ошибки, поэтому лучше каждый аргумент выделить в отдельный абзац). Например: К этому вопросу обращались многие писатели. Например, Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» рассматривал проблему…, это можно увидеть на примере взаимоотношений… и… . В эпизоде… герой Толстого тоже поступает…, а это говорит о… . (Обязательно должен быть микровывод из аргумента.)
6-й абзац. Приводим второй аргумент.
Например: Похожую проблему рассматривал и… . В своём произведении «…»... .
В нашей современной жизни тоже немало подобных примеров… .
 
Заключение.
Смысловая цельность, связность и последовательность изложения
(критерий 5)
Что касается смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения мысли, то чаще всего к ошибкам такого рода относятся: отсутствие взаимосвязи отдельных частей сочинения, отступление от темы (например, сообщение лишних, не нужных в работе сведений, пересказ), противоречия между основной частью и выводом, между заявленной проблемой и аргументами или выводом, нарушение абзацного членения.
Как уже отмечалось, в любом сочинении должна быть цельность, связность и логическая последовательность изложения. То есть в каждой работе должно быть как минимум три части-абзаца — вступление, основная часть и заключение. В нашем случае, последнем задании ЕГЭ по русскому языку, во вступлении мы говорим о проблеме, поднятой в тексте автором, основная часть включает в себя комментарий по проблеме текста, авторскую позицию и мнение экзаменуемого, подкреплённое аргументами. Пришло время поговорить о том, каким должно быть заключение.
Так как основное вы уже всё сказали, осталось ещё раз сделать общий вывод по проблеме текста и сказать что-нибудь пафосное про актуальность, злободневность, важность поднятых проблем (1–3 предложения).
Например, «Таким образом, проблема… действительно актуальна в… время (времена), ей необходимо уделять как можно больше внимания, и тогда, возможно, мы вместе сможем найти выход из создавшегося положения…».
«Интерес к данному вопросу не угаснет никогда. Люди всегда будут интересоваться тем,… . И поэтому забывать о важности таких понятий, как… нельзя».
В этой части вашего сочинения не надо «растекаться мыслию по древу». Всё чётко, лаконично. Следите за тем, чтобы ваше вступление с формулировкой проблемы и авторская позиция с вашим мнением совпадали с выводами ко всему сочинению!
 
Варианты заключения, речевые клише
И наконец, нам надо подвести итог всему вышесказанному и завершить сочинение. Сделать это можно несколькими способами.
1. Итог и обобщение сказанного
После прочтения текста начинаешь задумываться над такими, казалось бы, простыми и банальными вещами. Но именно сейчас начинаешь понимать и ценить всю силу родительской
любви, которая всю жизнь продолжает согревать нас и оберегать, поддерживать в трудную минуту. Потому что именно родители, я знаю точно, это самые лучшие, бескорыстные, любящие, преданные твои друзья на всю жизнь!
 
2. Мысль, выраженная во вступительной части
Любовь действительно сильнее смерти. Любой человек, однажды испытавший это чувство, знает это. Любовь никуда не исчезает, она всё время таится где-то в глубине души. Она находит своё отражение в детях, во внуках, в самых нежных и тёплых словах в адрес тех, кто остаётся в наших сердцах… И пока мы будем осознавать это, любовь будет жить в нашем мире и никогда не умрёт.
 
3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме
Рассуждение… не может никого оставить равнодушным. Я согласна с автором, что из милосердного отношения к окружающим вырастает и чувство сострадания, доброта и любовь к родине, потому что милосердие — это доброе чувство, это то, что мило сердцу, твоё сердце откликается на боль другого, ты творишь добро, а добро всегда порождает такое же добро.

4. Концовка — афоризм
Всё это нас опять убеждает в одном: в том, что каждый достоин счастья в этой жизни. Человек не может существовать без таких счастливых моментов, это органичное состояние любого
человека, как радость и горе, жизнь и смерть, чёрное и белое. Потому что, как сказал Ян Залусский из очерка В. Короленко «Парадокс»: «Человек создан для счастья, как птица для полёта!».
 
5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения
Почему же люди всё равно продолжают совершать в своей жизни безумные поступки? Да потому что без таких «чудаков» наш мир будет скучным и невзрачным. А наша жизнь не будет
наполнена красками и эмоциями, которые так необходимы современному человеку в столь тяжёлые и достаточно «серые» будни жизни.
 
6. Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблему текста
Когда мы говорим о красоте, то никогда не должны забывать, что красота бывает разная — внешняя и внутренняя. Поэтому я полностью согласен с мыслью А. Чехова: «В человеке всё
должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...».
 
7. Корректное возражение автору
С автором текста я всё же не могу полностью согласиться. Ведь среди нашей современной молодёжи очень много думающих и интересующихся искусством людей. Поэтому нельзя
так категорично только ругать молодое поколение за его любовь к гаджетам. Многие люди довольно успешно совмещают духовное богатство и материальное. Более того, именно наука,
а в этой сфере в последнее время отмечают достаточно большое количество именно молодых учёных, помогает открывать новые тайны прошлого и направлять человечество к новым вершинам.
 
8. Яркий пример, обобщающий рассуждение
В детстве я смотрела мультфильм про золотую антилопу, которая выбрасывала из-под своих копыт золотые монеты. И жадный раджа, решив обогатиться при помощи этого красивого животного, не останавливался ни перед чем. Но именно эта его страсть к наживе и погубила, в конце концов, богача. Не смог он остановиться вовремя, а когда крикнул «Довольно!»,
то всё золото превратилось в глиняные черепки и поглотило его под своей тяжестью. Может, ещё тогда, а рассказ ведётся о далёком прошлом, люди осуждали такую страсть к материальным богатствам. Поэтому современному человечеству, на мой взгляд, надо остановиться и подумать: а в том ли мы идём направлении, а не теряем ли мы по дороге больше, чем приобретаем. Ведь духовное, кажется, весит меньше, чем материальное, а ценится больше!
 
Чтобы убедиться в правильности выводов сочинения, ещё раз сформулируйте проблему в виде вопросительного предложения и ответьте на этот вопрос 5 раз:
· авторская позиция;
· ваше мнение;
· микровывод к первому аргументу;
· микровывод ко второму аргументу;
· вывод ко всему сочинению.
Только обязательно зачитывайте вопрос перед каждым ответом! Так проще найти несоответствия.
Если всё правильно: вопросы и ответы совпадают, то это значит, что вы хорошо поработали, и, надеюсь, ваше сочинение будет оценено по заслугам!
 
Подведём итог. Как должен выглядеть 7-й абзац?
7-й абзац. Выводы (пафосно 1–3 предложения). Надо подвести итог всему вышесказанному. Например: Таким образом, проблема… действительно актуальна в… время (времена), ей необходимо уделять как можно больше внимания, и тогда, возможно, мы вместе сможем найти выход из создавшегося положения… . Или: Интерес к данному вопросу не угаснет никогда. Люди всегда будут интересоваться тем,… . И поэтому забывать о важности таких понятий, как… нельзя.